Согласно мнению многих экспертов существует две эпидемии СПИДа: эпидемия самого заболевания и эпидемия страха, невежества и дискриминации. Однако такое происходило и раньше. В течение всей жизни человечества страх перед последствиями эпидемиями приводил к бессмысленным и жестоким гонениям людей. Возможно, именно изучение истории эпидемии поможет ответить на вопрос: почему появление ВИЧ привело к развитию стигмы и дискриминации, которых не знали другие заболевания.
Все инфекции можно разделить на два вида. Первые - эндемии, инфекции, которые всегда встречаются среди людей, но остаются на одном и том же уровне. Другие инфекции - эпидемии, они появляются, распространяются, через какое-то время идут на спад и исчезают. Последние можно назвать событиями в жизни человечества - у них всегда есть начало и всегда есть конец.
Особенность любой эпидемии такова, что она может вызвать частые смерти от "непривычной" для людей болезни, и по мере развития эпидемии она все больше будет казаться людям катастрофой или "карой Божией". Поскольку люди не понимают, что происходит, и очень часто помнят, что раньше такой болезни не было, эпидемии могут вызвать настоящую панику и страх в обществе. С одной стороны страх - это неплохо, он заставляет людей искать причины эпидемии и средства для борьбы с ней. Именно благодаря этому страху появилась наука эпидемиология, методы контроля за эпидемиями, наконец, антибиотики и другие эффективные лекарства.
К сожалению, слишком часто этот страх оказывает иррациональным и разрушительным. Люди приписывали эпидемии "Божьему промыслу", обвиняли людей, пострадавших или умерших из-за эпидемии в "распространении заразы", считали, что причина эпидемии - аморальное поведение и асоциальные группы, изгои общества. Можно было бы подумать, что развитие медицины и науки в целом, появление концепции прав человека - все достижения современной жизни могли бы сделать людей хотя бы чуть-чуть более логичными. Однако, эпидемия СПИДа показала, что со времен Средневековья мало что изменилось. И хотя мало кто сейчас вспоминает об эпидемиях прошлого, изучение их истории помогло бы увидеть как иррациональные страхи определили реакцию общества, правительства и медиков на относительно недавнее появление новой инфекции - ВИЧ.
Часто можно услышать, что особенность ВИЧ в том, что он поражает "определенные" социальные группы. Однако это не так, на распространение любой инфекции влияют различные социальные факторы. Любая инфекция быстро погибнет, если не будет располагать достаточным количеством организмов людей, которые под влиянием тех или иных факторов не смогут передать ее другим людям. Каждой болезнетворной бактерии или вирусу нужна своя группа людей, которая позволит им распространиться.
Некоторые инфекции оставили особенно тяжелую память из-за своих катастрафических последствий, либо из-за того, что их причину так и не поняли. Очень часто люди объясняли эпидемии как наказание, проявление Божественного промысла, решившего избавить мир от грешников. Такое отношение возникло не во время эпидемии СПИДа, эта история повторялась множество раз. И каждый раз физическое заболевание начинало осложняться не менее тяжелыми социальными последствиями: заболевших и их семьи начинали преследовать. Результаты этих преследований были ужасны сами по себе.
"Черная смерть"
Наиболее известная вспышка чумы в Европе была названа "Черная смерть". Предположительно, она началась в Центральной Азии, затем, вместе с корабельными крысами, она была занесена в Милан в 1348 году. Через три года почти вся Европы была охвачена эпидемией. В некоторых регионах умерло до трех четвертей населения, по некоторым оценкам, эпидемия унесла жизни 25 миллионов. Но это было не единственным последствием чумы. Джованни Боккаччо писал: "Брат отрекается от брата, дядя от племянника, сестра от брата, жена от мужа. Более того, хоть это и кажется невероятным, отцы и матери отказываются посещать своих больных детей и ведут себя так, как будто они чужие".
В то время существовало множество объяснений Черной Смерти - и все они были ложными. Наиболее популярной была теория о том, что причина чумы - евреи, отравляющие колодцы и другие водохранилища. Так в городе Базеле, власти, в благом порыве борьбы с эпидемией, заживо сожгли всех евреев, живших в городе, на городской площади. Чума меж тем продолжала терроризировать города, пока реальные виновники - крысы и обитающие на них блохи не были вытеснены другим видами.
Проказа: "Нечист, нечист"
В отличие от чумы проказа всегда была эндемией, а не эпидемией. Однако сами последствия заболевания, постепенно приводящего к разрушению тканей тела, настолько пугали людей, что социальные последствия проказы были не чуть не лучше. Целые сообщества людей подвергались ужасным страданиям, причиной которых была не проказа, а страх перед ней в обществе.
Проказа, или лепра, передается далеко не так легко как чума, и многие другие инфекции. Возбудителем лепры является бактерия, которая постепенно разрушает соединительные, нервные и другие клетки. Со временем проказа может приводить к различным деформациям тела, таким как потеря пальцев. Именно это вызывает страх в обществе, которое традиционно воспринимает подобные изменения как верный признак греховности заболевшего. На этом основании общество смело изгоняло людей с проказой, обрекая их на почти полную социальную изоляцию и труднопереносимые условия жизни.
Религиозный страх перед проказой поддерживался в иудео-христианских традициях. В Ветхом Завете, в книге Левит, предписывается, что прокаженный должен жить один, каждый раз, встречая других людей, он обязан был кричать: "Нечист, нечист". Эта же заповедь была подхвачена в христианском мире, где к людям с проказой относились как к живым мертвецам. Согласно средневековому ритуалу прокаженный должен встать в открытую могилу, в то время как священник читал следующий текст: "Запрещаю тебе входить в церковь или монастырь, на ярмарку, рыночную площадь, мельницу или в компанию людей… покидать свой дом без костюма прокаженного… дотрагиваться до детей или что-либо им давать". Иногда прокаженным обещали "ускоренное" спасение за подобные страдания при жизни, но заболевание проказой продолжали связывать с грехами человека.
Сифилис и оспа
Сифилис и оспа стали аналогами средневековых чумы и проказы в эпоху Ренессанса. Оспа была принесена в Америку европейскими путешественниками в пятнадцатом веке. Инфекция потрясла Новый Свет - целые племена и народы погибли из-за оспы. Некоторые историки даже считают, что конквистадоры смогли завоевать американские племена исключительно благодаря оспе. Тем временем, вскоре после возращения Колумба в Испанию, в Европе началась своя напасть - сифилис. До сих пор неизвестно, был ли сифилис завезен из Америки, либо это просто совпадение.
С сифилисом были связаны такие обвинения, которые и не снились предыдущим эпидемиям. Достаточно посмотреть на названия. В России сифилис был "польской болезнью", в Польше "немецкой болезнью". При этом немцы, англичане и итальянцы были единодушны во мнении, что это morbus gallicus - французская болезнь. С этим, правда, не соглашались французы, уверенные, что ответственность за эпидемия сифилиса лежит на неаполитанцах. Датчане и португальцы обвиняли во всем испанцев, а японцы - португальцев.
Не зависимо от географического происхождения, главной проблемой с эпидемией сифилиса было то, что он передавался во время секса. Наиболее уязвимыми группами перед сифилисом были солдаты и женщины, занимающиеся проституцией. Вдобавок, сифилис приводил к появлению язв на гениталиях. В результате между борьбой с сифилисом и борьбой за нравственность был поставлен знак равенства. Испанский епископ Гаспар Торелла публично говорил о том, что "сифилитики" не заслуживают того, чтобы быть исцеленными, а потому заниматься лечением сифилиса не нужно. "Можем ли мы противиться воле Божией, который наказал их той же злобой, с которой они согрешили?"
В устаревших лепрозориях появились новые обитатели - заболевшие сифилисом, что вызвало протесты немногих больных проказой, возмущавшихся, что к ним поселили этих "грешников". Сифилис как магнит притягивал страх, унижения и обвинения. Так, во многих больницах, сифилис лечили с помощью регулярной порки, молитв и исповеди причем прохождение "лечения" вменялось законом в обязанность.
Били и другие эпидемии. Так чума, вернулась в 1665 году в Лондоне, в 1720 году в Марселе. К этим событиям опять отнеслись как к наказанию за грехи, причем главным грехом была нищета. Сейчас это может показаться странным, но надо помнить о том, что в то время бедных людей считали поголовно безнравственными, их низкий уровень жизни считался прямым следствием их грехов. Один из английских писателей семнадцатого века писал, что бубонная чума стала "метлой в руках Всемогущего, который вымел ей наиболее отвратительные уголки вселенной".
Новые времена: холера и туберкулез
Жертвы холеры встретили столь же холодный прием в девятнадцатом веке. Пандемия холеры началась в Индии, и через шесть лет распространилась в России, Персии, Европе, Великобритании и Северной Америке. Как и чума, холера легко распространялась среди людей, живущих в антисанитарных условиях: она передавалась через воду, в которую попадали фекалии. В эпоху, когда канализация была роскошью, у холеры были все шансы на распространение. Заболевшие погибали буквально в течение нескольких дней.
Холера процветала среди недоедающих людей, живущих в переполненных, разваливающихся домах. В 1866 году журналист Нью-Йорк Таймс писал о холере, как о "проклятии грязных, неумеренных и деградировавших людей".
Людям, страдающим от туберкулеза, было не лучше. Туберкулез, или чахотка, был одной из наиболее распространенных хронических заболеваний девятнадцатого века. Туберкулез наиболее часто поражал людей, работающих в скученных, антисанитарных условиях, и не получавших достаточного питания. Разумеется его связывали с аморальным образом жизни. В качестве лечения пациентам (богатым, разумеется) предлагали отдых в специальных санаториях. Правда, это не касалось женщин, врачи советовали женщинам оставаться дома и выполнять свои домашние обязанности. Считалось, что туберкулез у мужчин заслуживает большего внимания, хотя теперь мы знаем, что это не так.
Никаких простых решений
В двадцатом веке появление вакцин и антибиотиков вселило веру в то, что медицина укротила практически любую болезнетворную инфекцию. Более недавние события показали, что оптимизм был преждевременным. СПИД был лишь одной из многих эпидемий периодически возникающих в той или иной стране. Время от времени всегда появляются новые, ранее неизвестные опасные инфекции. В 1967 году была зафиксирована вспышка марбургской лихорадки, в 1976 была открыта вирусная инфекция Ебола. Появляются новые инфекции, возвращаются старые - чума, холера, туберкулез.
Очевидно, что эпидемии делают этот мир небезопасным местом для жизни. Необходимо сделать все возможное для борьбы с ними. Борьба с эпидемией, это прежде всего борьба с самим возбудителем. И с ним необходимо бороться на всех возможных фронтах. Врачи и ученые должны разрабатывать методы лечения, люди должны делать все возможное, чтобы защитить самих себя. Мы располагаем достаточными знаниями, чтобы не считать холеру или проказу результатом аморального поведения или божественного наказания. То же самое относится и к эпидемии СПИДа. Опасные инфекции - это неизменная часть жизни людей. И пока мы это не признаем, никакого мы не добьемся никакого прогресса. Вместо вируса, мы будем бороться с людьми, сея страдания и боль, не уступающие по последствиям ни одной эпидемии.
|